Правда и ложь в мультфильме «Аладдин» • Arzamas
Правда и ложь в мультфильме «Аладдин»
Существовал ли город Аграба и мог ли дворец султана так выглядеть?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesМультфильм об Аладдине пронизан ориенталистскими образами и мифами. Впрочем, и с литературной первоосновой, то есть самой сказкой об ‘Ала Здесь и и далее: имя героя сказки — ‘Ала , а персонаж мультфильма — Аладдин. , не все так просто. Некоторые исследователи приписывают ее авторство Антуану Галлану () — французскому писателю и ориенталисту, автору первого на Западе перевода «Тысячи и одной ночи». В сказке про ‘Ала и волшебный светильник из этого сборника (в классическом переводе Михаила Салье) говорится, что главный герой жил «в одном городе из городов Китая». В других переводах сообщается, что ‘Ала , сын портного Хасана, жил «в одном персидском городе». В сказке перевода Салье приводится название города, где жил ‘Ала , — Калкас. Такого города не существовало, как не существовало и Аграбы — плода вымысла сценаристов мультфильма.
Аграба — это некий абстрактный восточный город, олицетворение роскоши Востока. Силуэты дворца султана могут отдаленно напоминать мавзолей в индийской Агре, и тогда мультипликационная Аграба покажется искаженным названием реального города. Что касается архитектуры дворца, то в действительности она во многом зависела от кошелька и вкуса заказчика строительства. Без точной привязки к эпохе и местности, сложно рассуждать, мог дворец правителя выглядеть так, как он показан в мультфильме, или не мог.
Кто такой султан и чем он отличается от халифа?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesМы выяснили, что действие мультфильма разворачивается в абстрактном восточном городе. Там правит султан — светский властитель. Почему не халиф или не эмир? В изначальном, кораническом значении термин «султан» (с арабcкого — «власть, могущество») означал политическую власть правителя (в том числе и халифа, то есть наместника Пророка, который обладал духовной властью над подданными). Начиная примерно с XI века в мусульманско-правовой доктрине под султаном стал пониматься светский правитель мусульманской страны. В 1055 году, когда сельджукские султаны подчинили себе Ирак, они присвоили себе не только функции светской власти, но и некоторые полномочия власти духовной (например, контроль над деятельностью суда, что являлось прерогативой халифа). В Османской империи начиная с XVI века султан выступал в глазах мусульман-суннитов не только светским, но и духовным властителем. Таким образом, по сути Османская империя была сопоставима с халифатом, хотя и не именовалась так официально. В современном мире государство, верховным правителем которого является султан, именуется султанатом. Кроме того, светские правители независимых и полунезависимых мусульманских стран могли именоваться эмирами (амирами), вазирами и др. Иногда титулатура правителей могла меняться по мере укрепления государства. Так, легендарный победитель крестоносцев Салах (Саладин) изначально именовался великим вазиром (визирем) Египта, а потом принял титул султана.
Мог ли визирь Джа‘фар претендовать на трон султана?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesПрототипом Джа‘фара в мультфильме мог быть Джа‘фар ибн Йахйа Бармаки () — визирь (вазир) халифа Харуна ар-Рашида. Он приобрел при нем большое влияние, но затем впал в немилость и был обезглавлен по его приказу. Правда, с героем мультфильма исторический Джа‘фар имеет мало общего, разве что длинную шею.
Если у реального Джа‘фара желания стать халифом не было и быть не могло (он не принадлежал к потомкам дяди пророка Мухаммада — ‘Аббаса), то герой мультфильма вполне мог претендовать на трон султана. Однако, как бы влиятелен ни был визирь, он не мог запросто явиться к правителю, когда пожелает, как это показано в мультфильме. Правитель принимал визиря по особым дням или в случае надобности мог вызвать в неурочные часы. Прием визиря сопровождался определенным церемониалом. Визирь не мог просто стоять и вести непринужденную беседу с главой государства. Он должен был сидеть перед своим государем, а его сиденье должно было находиться ниже трона правителя. Нет у Джафара в мультфильме и важного атрибута — чернильницы, предмета, который визирь носил сам или поручал носить своему слуге.
Принцесса могла так одеваться?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesДочь султана одета как голливудская актриса, играющая исполнительницу танца живота. Жасмин вполне могла ходить так в гареме, но свободно разгуливать в подобном виде по дворцу и показываться на глаза посторонним, в том числе потенциальным женихам, — это, конечно, вещь невозможная. В сказке знакомство ‘Ала с дочерью султана Бадр ал-Будур происходит следующим образом: царевна едет в баню, и всем торговцам, чьи лавки и склады находятся на ее пути, предписано в тот день закрыть их и не выходить на улицу. Когда царевна входила в баню, она приподняла покрывало, и только тогда ‘Ала , укрывшийся поблизости, смог увидеть ее лицо.
Действительно ли существовал закон о браке?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesСултан может решать судьбу любого своего подданного, в том числе и собственной дочери. Правда, для этого ему не обязательно оформлять свое решение в виде указа. Он может просто предписать ей в устной форме совершить то или иное действие. Тезис о том, что «только принц может жениться на принцессе», не может быть непреложным правилом. Обычно у мусульманских властителей было немало детей от многочисленных жен и наложниц. Поэтому, если женить их или выдавать замуж только за принцев или принцесс, на земле не хватило бы для них столько особ царской крови. Важными критериями при выборе жениха для дочери султана были знатность, влияние и богатство. И конечно, это мог быть только мусульманин.
Когда в конце мультфильма султан объявляет свою волю: «Султан я или не султан? Отныне принцесса вольна выходить за того, за кого пожелает», это не противоречит исторической истине: султан мог отменить собственный указ. Согласно мусульманско-правовой доктрине, изменять нельзя только Божественный закон (шариат), а решения человека могут и должны меняться с изменением времени и обстоятельств.
Могла ли дочь сопротивляться воле отца?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures«Отец, не надо меня принуждать», — говорит Жасмин отцу, и действительно, мусульманская девушка теоретически могла так ответить. Конечно, все зависит от отношений конкретного отца и конкретной дочери, правовой традиции, которой следуют герои мультфильма, и от других факторов. Например, согласно правилам одной из школ мусульманского права — ханафитского мазхаба Ханафитский мазхаб — одна из четырех богословско-правовых школ в суннитском исламе. Названа по имени правоведа Абу Ханифы (699–767). Большинство мусульман России являются приверженцами ханафитского мазхаба. — при заключении брака требуется согласие невесты, если она достигла возраста совершеннолетия. Жасмин может выражать свое несогласие или согласие с предложенными ей кандидатурами женихов. Но если решение дочери самой выбирать мужа вступит в противоречие с шариатом, то в любом случае потребуется вмешательство отца — например, если Жасмин захочет выйти замуж за лицо, брак с которым недопустим по шариату (немусульманином, близким родственником).
Правда ли, что за преступление можно было лишиться руки?
© Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney Pictures © Walt Disney PicturesВ мультфильме Аладдин крадет на рынке булку, чтобы прокормить себя и обезьянку, а Жасмин подозревают в краже яблока. С этими эпизодами связан один из наиболее устойчивых мифов, относящихся к миру ислама. В массовом сознании всплывает картинка: совершил кражу — лишился руки или ее части. В мусульманском праве действительно существует такая санкция, как ампутация руки за преступление, именуемое сарика. В Коране сказано: «Вору и воровке рубите руки» (5:38). Но для применения этой санкции требовалось соблюдение ряда условий:
1. Товар должен быть похищен из места, куда вор не имеет свободного доступа (то есть это должна быть кража со взломом). И здесь неслучайно используется термин «товар». Если украденная вещь выведена из оборота, то есть не может в силу закона продаваться и покупаться, то, следовательно, невозможно и квалифицировать ее похищение как сарика. Например, вино запрещено шариатом и потому не рассматривается в качестве товара. Даже если бы Аладдин украл целую цистерну с вином, это было бы иное преступление, но не сарика.
2. Стоимость товара не должна быть ниже установленной в законе суммы. Вряд ли стоимость похищенной Аладдином булки была выше.
3. Кража должна быть совершена из места, где похищенной вещи пристало находиться (например, если вы прихватили ценную книгу в уборной, где ее по неосторожности оставил, а не в библиотеке или в кабинете, то это злодеяние нельзя будет квалифицировать как сарика).
Таким образом, по всем основным признакам кража булки или яблока в мультфильме не может быть квалифицирована как сарика, относящееся к категории особо опасных преступлений. Кроме того, даже если бы преступление, совершенное Аладдином, можно было отнести к сарика, стражники должны были отвести его к судье (кади) или лицу, призванному наблюдать за порядком на рынке, — мухтасибу, а не устраивать самосуд. Судья, скорее всего, отнес бы совершенное Аладдином преступление к категории та’зир Та’зир (с араб. — «удержание») — категория наказаний в мусульманском деликтном (уголовном) праве, налагаемых за преступления, не причисляемые к разряду наиболее общественно опасных деяний (то есть посягающих на сами устои исламского общества). и назначил бы за него телесное наказание, тюремное заключение или другое, но не ампутацию руки. То же самое можно сказать и о «преступлении», якобы совершенном Жасмин.
"