В прокате — «Джон Уик 4». Как история мести суперкиллера Киану Ривза стала главным боевиком современности: Кино: Культура.
В прокате — «Джон Уик 4». Как история мести суперкиллера Киану Ривза стала главным боевиком современности?
В российский прокат вышел «Джон Уик 4» — последняя часть тетралогии о приключениях славянского киллера с лицом Киану Ривза и прозвищем Баба-яга. «Лента.ру» рассказывает о том, как «Джон Уик» превратился в главную экшен-франшизу современности и какой получилась его прощальная гастроль.
Преданный всеми киллер Джон Уик по прозвищу Баба-яга (Киану Ривз) зализывает раны в нью-йоркском подземелье у загадочного Короля голубей (Лоуренс Фишберн). Тем временем награда за голову Уика возрастает до все более и более баснословных цифр, а к хозяину отеля «Континенталь» Уинстону (Иэн Макшейн) приходят гости из правления киллерских кланов. Оказывается, что некий маркиз Венсан де Грамон (Билл Скарсгард) пообещал найти на Уика управу. Быстро становится ясно, что простым убийством аристократа Джону от преследования не избавиться. Но в правилах кланов обнаруживается лазейка: маркиза можно вызвать на дуэль, отказ от которой будет несмываемым позором. Правда, для этого Уику надо примкнуть к одной из преступных семей — например, к славянскому объединению Ruska Roma. Прежде чем добраться до окопавшегося в Париже де Грамона, Баба-яга будет вынужден проделать долгий путь с остановками в Марокко, Осаке, Берлине и, разумеется, Нью-Йорке.
Кадр: фильм «Джон Уик 4»
Кадр: фильм «Джон Уик 4»
Кадр: фильм «Джон Уик 4»
В разговоре о франшизе «Джон Уик» никак нельзя обойтись без ироничного замечания о том, что причиной гор трупов здесь является очаровательная собачка — упомянем же ее в начале нашего рассказа. Первый фильм о приключениях отставного киллера по прозвищу Баба-яга вышел в 2014 году. Тогда никто и представить не мог, что Киану Ривз и его ставший режиссером дублер-каскадер Чад Стахелски запустили главную экшен-франшизу современности. О причинах этого феномена можно при желании написать диссертацию. Воедино сошлись и тщательно продуманный образ подпольного Нью-Йорка, и мастерская постановка боев, и, конечно, удивительная, неподдельная эмпатичность Ривза — качество, которое не в силах отрицать даже те, кто отказывает Киану в масштабном актерском даровании. Не последнюю роль сыграло и формальное сходство с готической экшен-классикой 1990-х от «Ворона» до «Матрицы». Стахелски, кстати, работал не только на франшизе Вачовски, но и в свое время заканчивал работу за погибшего во время съемок «Ворона» Брэндона Ли.
Все это, впрочем, рассуждения задним числом, попытки постфактум вывести формулу успеха — любопытные, но почти бессмысленные. Факт же в том, что каждый следующий из фильмов о Джоне Уике превосходил по сборам предыдущие. География действия расширялась (сначала Рим, потом Марокко) и к четвертому фильму разрослась практически до масштабов бондианы.
Важно, что «Джон Уик» пришелся ко двору не только зрителям, но и критикам
Вероятно, дело здесь в том, что даже профессионалы смертельно устали от рисованных блокбастеров, так что предложение Стахелски и Ривза с честными олдскульными трюковыми драками пришлось как нельзя кстати. После третьего фильма авторы собирались снимать сразу четвертый и пятый, однако в дело вмешалась пандемия, а потом и участие Ривза в новой «Матрице». В итоге сценарий был переписан, а события в сюжете уплотнились. Два фильма превратились в один — зато почти трехчасовой. Перед съемками 56-летний на тот момент Киану (сейчас актеру уже 58) говорил, что готов играть Уика, пока франшиза успешна, а его держат ноги. Когда же работа над фильмом, наконец, началась, они со Стахелски пришли к выводу, что герою пора уйти в отпуск, а там — посмотрим.
"