Четыре причины провала «Фантастической четверки» — Игромания

Четыре причины провала «Фантастической четверки»

Дурная слава « Фантастической четверки » обогнала ее премьеру. Все уже знают, что критики разгромили картину, а режиссер Джош Транк отрекся от своего творения. Когда после таких новостей смотришь сам фильм, он разочаровывает… тем, что недостаточно плох. Обычно худшие фильмы в истории (к примеру, « Бэтмен и Робин », « Поле битвы — Земля », « План 9 из глубокого космоса ») смотреть очень весело, в них много глупостей, трэша и ляпов. « Фантастической четверке » недостает даже этого. Она просто неграмотно сделана и скучна.

Попробуем подробнее разобраться в недостатках, из-за которых фильм провалился.

У фильма безумно затянутое начало…

Каждая история про супергероя начинается с рассказа о том, как тот обрел силы. Питера Паркера укусил паук, на Капитане Америка поставили эксперимент, Супермен узнал, что он пришелец. Это происходит обычно в начале первого фильма, а дальше герой начинает осваивать новые возможности и бороться со злодеями.

Способности Четверки, согласно комиксам, объясняются тем, что герои побывали под космическим излучением. В новом фильме космос заменили на параллельный мир, в который ученые отправляются на особом устройстве. Идея неплохая, но она, видно, так понравилась создателям, что созданию этого устройства посвятили аж половину фильма. Чтобы понять, каково это, представьте, что в «Человеке-пауке» целый час облучали пауков радиацией.

► В начале фильма герои изобретают телепортацию. Потом об этом напрочь забывают.

Нам долго рассказывают, как Рид Ричардс с детства интересовался наукой, как его заметили, как он разработал и испытал первый в мире телепорт, который почему-то оказался «звездными вратами» в иной мир. Герои сыплют терминами, рисуют чертежи, привлекают новых специалистов… И все это — без приключений, злодеев и конфликта. Поневоле задумываешься: это точно «Фантастическая четверка»? Эти люди когда-нибудь наденут костюмы и пойдут творить чудеса?

Подобное начало простительно в фильме про ученых и другие измерения. Но мы-то заранее знаем, что тема иных миров раскрыта не будет — это лишь предлог для появления у героев сверхъестественной силы. Значит, все происходящее неважно, и следить за ним смысла нет. Остается только ждать, когда Четверка наконец займется делом.

► Параллельный мир окажется скучным: только вулканический пейзаж и зеленая лужа, дающая суперсилы.

…и скомканная концовка

Ждать неизбежного придется долго — лишь в середине фильма герои отправляются в другое измерение. И тут оказывается, что лучшая часть истории позади. Потому что финальная еще хуже.

Правда, она гораздо ближе к супергеройскому жанру — у героев появляются особые способности. Но вместо того, чтобы сделать с ними что-нибудь фантастическое, персонажи начинают ныть на тему «мы об этом не просили» и ссориться друг с другом и с властями. Ссоры, впрочем, вялые, и битв по-прежнему нет. Есть лишь маленькая стычка Ричардса с солдатами, да и ту, кажется, отсняли в последний момент.

► Большинство зрелищных моментов, показанных в трейлерах, — из самого конца фильма.

А под занавес появляется единственный злодей — Доктор Дум. Ему уделяют ровно пятнадцать минут, часть которых он лежит без сознания. Этого не хватает не только чтобы раскрыть его способности и мотивы (он злой просто потому, что свихнулся), но даже на то, чтобы толком его разглядеть. С Думом Четверка наконец-то дерется — и это первая и последняя приличная битва в фильме. Сразу после нее кино кончается. И только титры услышат ваш недоуменный крик: «И это все?!»

Первая половина картины растянута так, будто впереди целый телесериал о тайнах науки. Во вторую ужали, скомкав и урезав, все, что составляет классический супергеройский фильм: обретение силы, создание команды, появление злодея и битву с ним. Подобной композиции уже хватило бы, чтобы угробить фильм. А у нас впереди еще два пункта.

► Вот вам стоп-кадр Доктора Дума, а то в фильме на него и не полюбуешься.

Сами герои неубедительны

В комиксах члены Четверки не появляются по отдельности. Они не просто команда — они семья. Фильм должен был рассказать еще и о том, как эта семья возникла. По итогам получается, что никак. Герои остаются чужими друг другу, часто ссорятся и объединяются только против общего врага.

В этом есть и вина актеров, хотя на фоне прочих недостатков фильма их не хочется ругать. Но все же сделать Человеком-факелом Майкла Б. Джордана, а его сестрой — Кейт Мару, было ошибкой. Дело даже не в том, что Майкл чернокожий. Между «братом и сестрой» нет никаких чувств — они не родные и по сюжету, и по ощущениям. С Ридом, будущим мужем Сью по комиксам, та тоже холодна. Да и сам Майлз Теллер с его лицом капризного и злобного мальчишки не тянет на мужественного Ричардса. Меньше всего претензий к Джейми Беллу, играющему Существо, потому что появляется он реже всех.

► Неловкий момент: в отличие от предыдущих версий, здесь Существо ходит без штанов.

Вдобавок все они не рвутся в супергерои и не рады своим возможностям. Для них это не дар, а катастрофа, из-за которой во второй половине фильма персонажи демонстративно страдают. Притом без особой на то причины. Только Существу, превращенному в гигантскую печеньку, есть на что жаловаться. Трое остальных, чьи способности граничат с магией, просто с жиру бесятся.

И эту тему можно было подать интересно: как Четверка справится с психологической травмой? Как научится управлять своими силами? Этого нам не покажут. Просто выскочит надпись «Прошел год», и вот герои уже все умеют, притом Существо почему-то адаптируется легче прочих.

► О, как я страдаю от своей сверхъестественной силы и хочу от нее избавиться! Хотя постойте, уже не хочу.

Фильм неуместно мрачный

Хоть фильм и основан на марвеловских комиксах, сразу видно, что он не относится к киновселенной Marvel, славящейся юмором и самоиронией. « Фантастическую четверку » снимали на студии Fox, предпочитающей более серьезный стиль. И это тоже неплохо — вспомните их же « Людей Икс ».

Но Транк зашел еще дальше. Он попытался подражать фильмам ужасов Дэвида Кроненберга и начинил фильм цитатами оттуда. Например, Доктор Дум взрывает головы, как в « Сканнерах ». А Четверка обретает силы из-за того, что в телепортатор попали посторонние предметы. Это уже отсылка к « Мухе », где герой таким образом превратился в чудовище.

Внешность героев тоже жутковата: Человек-факел похож на демона из ада, а Существо куда уродливей, чем в комиксах. После превращения бедняга переживает экзистенциальный кризис. И наконец, почти весь фильм снят в закрытых помещениях без окон, при тусклом освещении. Прямо как триллер об ужасах военной науки.

Нужно ли говорить, насколько все это неуместно в кино о марвеловских супергероях? То, что должно было стать приключенческим блокбастером, производит впечатление мрачной камерной драмы. Только почему-то основанной на наивном комиксе о человеке-резинке и его друзьях. Кажется, режиссера не интересовала сама Фантастическая четверка, и он не собирался снимать такой фильм, какого ждали поклонники творчества Marvel. Зачем он за него взялся — непонятно.

► Вот в таких лабораториях проходит действие почти всего фильма.

Джош Транк обвиняет во всех проблемах студию, но в это трудно поверить. Явно не студийные боссы заставили его полфильма рассказывать о постройке телепорта и нагнетать ненужную мрачность. Недостатки «Четверки» складываются в ее единственное достоинство: она во многом отличается от типичных блокбастеров. Увы, в худшую сторону. Похоже, Транку хватило смелости сделать все по-своему, но не хватило опыта и мастерства сделать это хорошо.

По слухам, съемки продолжения уже отменили, а ресурсы передали на производство « Дэдпула 2 ». И это правильно. Обидно другое. Теперь продюсеры будут тыкать в эту неудачу пальцем и говорить: «Вот что бывает, когда режиссер лезет со своим видением! Давайте все снимать по шаблону!» Спасибо, мистер Транк, за десятки испорченных будущих фильмов.

Недостаточно хорошо, чтобы смотреть всерьез. Недостаточно плохо, чтобы смотреть как трэш.

Скачать книгу «Четыре причины провала «Фантастической четверки» — Игромания» fb2

Коментарии