Фильм Темный рыцарь: Возрождение легенды (США, Великобритания, 2012) – Афиша-Кино
Фильм
Спустя восемь лет, прошедших с событий, описанных в «Темном рыцаре», Брюс Уэйн (Бейл) живет затворником, забаррикадировавшись в собственном поместье, — костюм пылится, бизнес в руинах, бэтмобиль прозябает в забвении. Но однажды ловкая горничная (Хэтэуэй) украдет из его спальни ожерелье матери, а потом изящно нахамит, молодой полицейский (Гордон-Левитт) произнесет пятиминутную речь о том, как тяжело живется в приюте, особенно если всегда хотел быть Бэтменом, а другого полицейского (Олдман) подстрелит в подземелье неизвестный тип в маске (Харди), и Уэйн поймет — пора.
Спустя восемь лет, прошедших с событий, описанных в «Темном рыцаре», Брюс Уэйн (Бейл) живет затворником, забаррикадировавшись в собственном поместье, — костюм пылится, бизнес в руинах, бэтмобиль прозябает в забвении. Но однажды ловкая горничная (Хэтэуэй) украдет из его спальни ожерелье матери, а потом изящно нахамит, молодой полицейский (Гордон-Левитт) произнесет пятиминутную речь о том, как тяжело живется в приюте, особенно если всегда хотел быть Бэтменом, а другого полицейского (Олдман) подстрелит в подземелье неизвестный тип в маске (Харди), и Уэйн поймет — пора.
Кристофер Нолан, семь лет назад взявшийся перерабатывать кейновский комикс, на протяжении двух фильмов старательно пытал неглупого, но плоского комиксного персонажа скучными воззрениями, изобретательно сгущал тьму и усложнял его психологический портрет до такой степени, что казалось — дальше усложнять уже некуда. К третьему прекрасная дружба, мучительная для обоих, дошла до логического финала: «Возрождение» — фильм про Бэтмена без Бэтмена, из заявленных трех часов полтора Брюс Уэйн просидит в колодце, раздумывая над тем, что последние восемь лет его жизни явно прошли как-то не так. Возможно, это и есть лучший способ воспитания, что-то из разряда китайской пытки: если долго капать на одно и то же место, есть вероятность, что рано или поздно обиженный поднимется и даст сдачи. Из-за напускной нолановской тяжеловесности, кажется, впервые робко лезет наружу довольно очевидная, но почему-то до сих пор не приходившая в голову мысль, что перед нами — комикс, а не «Война и мир». То тут, то там торчат детали: Гордон-Левитт возвращает героям потерянные мотивации, а сюжету — то и дело норовящую ускользнуть логику. Гэри Олдман выразительно говорит: «Это был Бэтмен», плачет Майкл Кейн, приговаривая «не сберег», хмурится лучший человек на свете — Кристиан Бейл, а когда в кадр заходит Энн Хэтэуэй, вообще начинает казаться, что экран сейчас взорвется. Громкие слова, высокие идеи, левацкие заявления и социологические обобщения — где-то на уровне параллельных сюжетов, в кадре же — какая-то сложносочиненная дискотечная энергия. От «Возрождения» остаются не миллионы обезумевших от внезапной власти горожан, не мизантропический посыл и не антикапиталистическая линия, а то, как кружатся снежинки, люди идут по льду, Гордон-Левитт, взяв чемодан, уходит в другой фильм (вероятно, к Райану Джонсону), и ощущение, что в тот момент, когда станет ясно, что не стоило так стараться ради спасения людей, тебе скажут: «Ну что ж, мы оба лузеры», поцелуют — и будет порядок.
Зрелищная готическая драма с упором на социальные протесты и колоритных злодеев выглядит довольно актуальной даже для современности, несмотря на то, что в центре нее – все еще герой известных комиксов, придуманный Бобом Кейном и Биллом Фингером несколько десятилетий назад. После "Темного рыцаря" завершение трилогии стало невероятно амбициозной задачей для Кристофера Нолана, у фильмов которого к настоящему моменту появилось столько фанатов, что они в прямом смысле слова готовы бороться с неугодными кинокритиками еще жестче, чем в случае со "Мстителями" (2012).
Однако трагический инцидент с денверской стрельбой в кинотеатре на показе заключительного фильма в трилогии Кристофера Нолана вряд ли имеет к этому отношение, хотя, безусловно, омрачил жертвами праздничные настроения, по случаю выхода картины в прокат. Там лента "Темный рыцарь: Возрождение легенды" (2012) имеет все шансы побороться за достижения предшественника, обосновавшиеся около уровня в 1 млрд. долл. США. Создатели истории в полной мере попытались соблюдать ее преемственность: сценарий готовили Кристофер Нолан и его брат Джонатан, а также Дэвид С. Гойер. В числе продюсеров оказались те же Чарльз Ровен и Эмма Томас - супруга режиссера.
Авторы фильма переосмыслили сюжеты некоторых комиксов о Темном рыцаре, и фанаты непременно увидят в картине знакомые моменты. Самому Бэтмену или Брюсу Уэйну (Кристиан Бэйл) предстоит пройти непростой путь супергероя, почти банкрота, готового навсегда удалиться от дел, но находящего стимулы вернуться к защите слабых. Жизненная драма героя вовлекает его в водоворот событий, устроенный различными персонажами, в число которых создатели аккуратно ввели новые лица. Рядом с Бэтменом на этот раз будут сразу две женщины: богатая филантроп Миранда Тейт (Марион Котийяр из комедии "Полночь в Париже" ) и ловкая авантюристка Селина Кайл (Энн Хэтэуэй), которую теперь совсем немногое отделяет от образа Женщины-кошки.
Злодей Бэйн (Том Харди) хотя и брутален, но далеко не столь экспрессивен, как его предшественник Джокер, да и для Харви Дента места в новом сюжете не нашлось. Жаль, что и для Загадочника тоже. С другой стороны, образ Бэйна у Тома Харди стал по характеру почти полной противоположностью роли актера в комедии "Значит, война" . Влияние социального протеста на жизнь города Готэма оказывается как никогда сильным, но экшен-сцен и эпизодов насилия в сюжете стало ощутимо меньше, зато прибавилось диалогов, эмоций и переживаний. На втором плане, помимо Энн Хэтэуэй, выделяется уже не столько комиссар Гордон (Гэри Олдман), сколько молодой полисмен Джон Блейк (Джозеф Гордон-Левитт).
Постаревший дворецкий Альфред (Майкл Кейн из блокбастера "Путешествие 2: Таинственный остров" ) всего в нескольких эпизодах создает невероятно убедительную драму попечителя, поверившего в то, что супергерои не вечны. На контрасте Люциус Фокс (Морган Фриман) до сих пор готов трудиться над техническими новинками в корпорации Wayne Enterprises. Большое количество разных камео, вдохновленных прошлыми частями, покажет зрителям Киллиана Мерфи (из триллера "Красные огни" ) и Лиама Нисона, в этом году мелькавшего в фильмах "Схватка" , "Гнев титанов" и "Морской бой" , а среди новых лиц на несколько минут объявится Дэниэл Санжата из экранизации "Очень опасная штучка" .
Новый фильм обошелся создателям в 250 млн. долл. США, но в отличие от картин "Джон Картер" , "Люди в черном 3" или "Новый Человек-паук" бОльшая часть этих денег пошла именно на улучшение качества картинки, а не в маркетинговые бюджеты, что подтверждается на уровне визуального ряда уже с первых кадров. Оператор трилогии Уолли Пфистер давно работает с Ноланом и до сих пор готов удивлять самыми причудливыми перспективами и полетами камеры, спускаясь с небесной высоты до близости рукопашного боя.
Вообще, сам дизайн декораций завораживает масштабами и вниманием к деталям на любом уровне, и даже спецэффекты вкраплены в сюжет со знанием дела, проявляясь под величественные музыкальные темы маэстро Ханса Циммера. Продолжительность IMAX-сцен возросла более чем вдвое, в сравнении с "Темным рыцарем" (2008), и красочность картинки где-то легко превосходит уровень прошлогоднего боевика - "Миссия Невыполнима: Протокол Фантом" (2011). Отдельного комплимента достойна массовка. Речь даже не о том, что Нолан ухитрился вовлечь в проект футболистов Pittsburgh Steelers, а просто о невероятном количестве людей и слаженности их поведения на экране, усиливающих эффект эпичности происходящего.
Вердикт: фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды" в поисках наилучшего завершения эпической трилогии пытается угодить самым разным интересам поклонников. В сюжете стало меньше динамики, насилия, схваток и стрельбы, зато там определенно прибавилось драматических страстей, а блестящий актерский состав без труда увлекает зрителя в приключение длиною почти в три часа, оставляя с мыслью о том, что такая история о Бэтмене должна продолжаться, пусть, даже в формате уже новой трилогии от режиссера Кристофера Нолана.
"