И пусть удача всегда будет с вами: история франшизы «Голодные игры» | КиноТВ
И пусть удача всегда будет с вами: история франшизы «Голодные игры»
В мировой прокат вышли «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах». Приквел знаменитой франшизы, основанной на романах писательницы Сьюзен Коллинз, рассказывает о становлении Кориолана Сноу, будущего диктатора государства Панем, и его романе с девушкой-трибутом из Дистрикта-12 Люси Грей Бэйрд. В честь премьеры рассказываем, как «Голодным играм» удалось вдохнуть новую жизнь в подростковые антиутопии и изменить подход к экранизации фантастики.
Новаторский взгляд на подростковую антиутопию
История «Голодных игр» началась в 2008 году, когда американская писательница Сьюзен Коллинз выпустила первую книгу фантастической трилогии, прежде всего рассчитанную на подростков. Антиутопия о 16-летней Китнисс Эвердин, пытающейся выжить во время бесчеловечного реалити-шоу, ориентированного на элиту, не была дебютом для автора. До «Голодных игр» у Коллинз вышла серия фэнтези-книг «Хроники Подземья», на которую её вдохновила «Алиса в Стране чудес». Однако именно антиутопический роман о девушке из Дистрикта-12, бросившей вызов Капитолию, стала настоящим феноменом и подарила писательнице мировую известность, позволив опубликовать два не менее успешных продолжения истории — «И вспыхнет пламя» (2009) и «Сойка-пересмешница» (2010).
Действие литературного цикла, как позже и фильмов, разворачивается в постапокалиптической Америке. Тоталитарное государство Панем разделено на 13 районов — 12 Дистриктов, где проживает рабочий класс, занимающийся тяжёлым трудом, нацеленным на улучшение экономического состояния страны, и столицу Капитолий, в котором обитают богачи во главе с президентом-диктатором Сноу. Когда-то Дистрикты восстали против тирании, что привело к продолжительной гражданской войне. Но повстанцам так и не удалось свергнуть режим, а за мятеж пришлось расплачиваться их детям. Каждый год Капитолий устраивает Голодные игры — безжалостное реалити-шоу, следящее за тем, как 24 молодых человека из Дистриктов, выбранных с помощью жеребьёвки, убивают друг друга, пока в живых не останется только один.
В первой части трилогии юная охотница Китнисс Эвердин вызывается добровольцем вместо своей сестры Прим и вскоре оказывается на арене. Вместе со своим союзником Питом, сыном пекаря из Дистрикта-12, она уцелеет и станет победительницей Голодных игр. После завершения шоу героиню ждёт всенародная слава, но постепенно та осознает, что звёздный статус не даровал свободу, а, наоборот, ещё больше её ограничил. Китнисс, как и Пит, покорно выполняет волю Капитолия до тех пор, пока в рабочих районах не назревает новое восстание, символом которого в итоге станет отважная девушка, искусно владеющая луком и носящая брошь с сойкой-пересмешницей.
На создание «Голодных игр» Сьюзен Коллинз вдохновили не только «Повелитель мух» и «Королевская битва». Однажды писательница смотрела телевизор и, переключая каналы, заметила, что за новостями о войне в Ираке следовало бестолковое реалити-шоу. В её голове эти две программы слились воедино. Так родилась идея «Голодных игр».
Впрочем, в книгах и экранизациях также можно увидеть отсылки к античности — жители Капитолия носят римские имена (к примеру, Кориолан Сноу, Цинна, Сенека, Цезарь, Вения и другие), а само шоу для богатой публики, жаждущей хлеба и зрелищ (из выражения проистекает название государства — Панем), напоминает гладиаторские бои.
Добро пожаловать на Голодные игры
Первая часть франшизы «Голодные игры» вышла в 2012 году. В то время подростки делились на два лагеря — на тех, кто фанател по «Гарри Поттеру», и тех, кто сходил с ума по «Сумеркам». Других достойных поп-культурных альтернатив тинейджерам тогда не предлагали, поэтому фантастический роман Сьюзен Коллинз и его последующая экранизация нашли отклик у молодёжи. И дело было не только в непредсказуемых сюжетных поворотах, напряжённом повествовании, не позволяющем расслабиться ни на секунду, и в пугающем взгляде на альтернативное будущее, не такое уж мифическое, если вдуматься. «Голодные игры» совершили настоящий прорыв в подростковой литературе, а затем и в кино, нарушив определённые каноны жанра.
Режиссёр Гэри Росс максимально бережно отнёсся к экранизации первой книги Коллинз и даже попросил её саму написать сценарий к картине, чтобы не упустить важные детали. Впрочем, некоторые поклонники романа всё равно остались недовольны адаптацией из-за смещения фокуса с личности главной героини на освещение условий существования в тоталитарном мире. В тексте повествование велось от лица Китнисс, поэтому читатель воспринимал историю с точки зрения главной героини: она делилась своими чувствами и мыслями сухим спартанским языком, что нисколько не уменьшало эмоционального потрясения от зверств Капитолия и беспощадных правил Голодных игр. Фильм же пошёл дальше и вместо женского взгляда на описанные в книге события уделил особое внимание противопоставлению рабочего класса элите, нарастающему конфликту Китнисс со Сноу и показал весь блеск и ужас реалити-шоу.
Юношей и девушек из бедных районов, прилизанных и одетых в помпезные наряды, выбранные лучшими столичными стилистами, сначала представляли публике Капитолия таким образом, словно они были ровней богачам, а затем участников игр отправляли в дикие условия, напоминая, что власть в Панеме принадлежит элитарному обществу. Именно это демонстративное обращение с жителями Дистриктов как с бесправными рабами, не только в первом фильме, но и в трёх сиквелах, шокирует больше всего.
Несмотря на масштабность экранизации «Голодных игр», охватывающей мироустройство Америки будущего, где непокорных режиму людей «миротворцы» пытают, истязают у позорного столба и публично казнят, а правительство считает победителей своей собственностью, именно от Китнисс Эвердин напрямую зависит развитие сюжета, ведь прежде всего это её личная история. Героиню воплотила Дженнифер Лоуренс, отказавшаяся худеть ради роли, чтобы лишний раз не навязывать девушкам-подросткам конвенциональные стандарты красоты. И хотя в книге Китнисс была тощей из-за того, что ей нередко приходилось голодать, сложно представить, что девушку могла бы сыграть другая актриса.
Обыкновенная героиня
Начиная с первого фильма Китнисс разрушала стереотипы о героинях подростковых франшиз. Она не обладала магической или сверхъестественной силой, не оказалась избранной, а единственной целью девушки стало выживание на играх ради своих близких и друга Гейла, которых та считала всем. Выбор между двумя парнями позже не определит существование Китнисс, как в тех же «Сумерках», а останется лишь второстепенной линией, ведь главная дилемма «Голодных игр» всё-таки заключается в другом: может ли человек остаться собой вопреки чудовищным обстоятельствам или же внутренняя трансформация неизбежна? Ответ на этот вопрос героиня ищет на протяжении трёх книг и четырёх фильмов (роман «Сойка-пересмешница» разделили на две части).
Именно нестандартная героиня, уже в первой картине проявляющая неповиновение Капитолию во время подготовки к играм и во время шоу, обеспечила интерес молодых зрителей (преимущественно девушек) к экранизации и позволила ей заработать 649 млн долларов в мировом прокате при бюджете в 78 млн долларов. Кассовые сборы сиквела, «Голодные игры: И вспыхнет пламя», снятого Фрэнсисом Лоуренсом и вышедшего год спустя, были ещё больше — 865 млн долларов. Этот рекорд заключительным частям франшизы, увы, побить не удалось. Стоит отметить, что адаптации трёх книг получились совершенно разными по стилю и атмосфере.
Контрастный мир Панема на экране
Первые «Голодные игры» выглядели как авторский инди-триллер о выживании: подвижная камера следовала за тревожными героями, прячущимися от соперников в лесной чаще или, наоборот, вступающими с ними в ожесточённую схватку. Китнисс изначально проявляла себя как гуманист: она никому не хотела навредить во время соревнований и долгое время просто старалась не высовываться, что выделяло её на фоне остальных участников шоу, сражающихся друг с другом не на жизнь, а на смерть. «Голодные игры: И вспыхнет пламя» вместе с главной героиней погружали зрителя во внутреннюю жизнь Капитолия и политические интриги. Действие фильма частично происходит в стенах столицы, позволяя нам рассмотреть её величественную архитектуру, вдохновлённую Древним Римом и немецкой архитектурой 1930–1940-х годов, ближе познакомиться с китчевой модой в одежде, которой следует элита, а также с вседозволенностью богачей — те ни в чём себе не отказывают, эксплуатируют трибутов (в фильме на сексуализированное насилие над ними лишь намекают) и всецело предаются гедонизму. Беспечный быт обитателей столицы создатели картины чередуют с тяжёлой ситуацией в Дистриктах.
"