Экологическое самоубийство: кто и зачем уничтожает хищных птиц в Беларуси?

Экологическое самоубийство: кто и зачем уничтожает хищных птиц в Беларуси?

Экологическое самоубийство: кто и зачем уничтожает хищных птиц в Беларуси?

До 1964 года хищные птицы в СССР, а значит, и на территории Беларуси фактически были вне закона. За отстрел ястребов (тетеревятника и перепелятника), а также болотного луня и филина даже выплачивались премии. Затем, после ожесточенной полемики ученых-орнитологов и охотников, победил здравый смысл: преследование всех хищных птиц на государственном уровне прекратилось, был принят закон об их охране. Но враждебное отношение к хищным птицам время от времени снова дает о себе знать. В этом плане показательна судьба белорусского беркута: по всей Европе численность данного вида растет, а у нас она, наоборот, сокращается, причем катастрофическими темпами. На сегодняшний день в Беларуси гнездится всего несколько пар. При этом хватает и корма, и мест для постройки гнезда (благодаря усилиям орнитологов на крупных верховых болотах Витебской области появились десятки специальных платформ).

1290 (2).jpg

Беркут

Напрашивается вывод, что беркутов незаконно отстреливают охотники, которые видят в них своих прямых конкурентов, ведь эти крупные хищники питаются тетеревиными птицами и зайцами, т.е. одной из самых популярных разновидностей дичи. При этом забывается истина, которую можно найти в любом школьном учебнике: хищники (и птицы не исключение) добывают прежде всего больных и ослабленных животных, помогая поддерживать здоровье популяций. Охотники, которых интересуют в первую очередь трофеи, т.е. самые крупные и здоровые самцы, не смогут заменить их. Столь же решительно настроены и голубеводы. Старший научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии НПЦ НАН по биоресурсам Валерий Домбровский, который является одним из ведущих белорусских специалистов по хищным птицам, вспоминает, как их представители обратились в Национальную академию наук с просьбой официально разрешить уничтожение на территории Минска гнездящихся тетеревятников. Пришлось объяснять, что подобные меры не имеют смысла, поскольку резкое увеличение численности ястребов в городах является сезонным явлением. Оно происходит за счет пролетных и зимующих птиц. Основным кормом ястребов являются многочисленные полудикие сизари, которые в свою очередь создают немало проблем коммунальщикам и санэпидслужбам. Получив отказ, голубеводы прямо ответили, что будут решать проблему по-своему. Вряд ли стоит сомневаться в том, что от слов они перешли к делу. Официальной статистики, касающейся уничтожения хищных птиц, просто не существует. Время от времени в прессе появляется информация о единичных случаях, которые удается выявить Инспекции по охране животного и растительного мира.


При этом следует понимать, что все хищные птицы находятся под защитой Конвенции СИТЕС, которую подписала и наша страна. Поэтому их уничтожение любым способом грозит крупным штрафом (в 2015 году за убитого зимняка, который даже не гнездится в Беларуси, браконьеру пришлось заплатить более 30 млн неденоминированных рублей).
Валерий Домбровский полагает, что во многом виновато снижение охотничьей культуры в нашей стране, когда под выстрел современного горе-охотника попадает любая птица, оказавшаяся в поле его зрения. Дважды на глазах ученого пытались подстрелить большого подорлика, который имеет статус глобально угрожаемого вида. И дело здесь не всегда только в том, чтобы проявить свою удаль: некоторые охотники хотят иметь чучело добытой птицы «на память», а если повезет, то и продать ее таксидермисту. Один из жителей Ивацевичского района, который пожелал остаться неизвестным, рассказал о том, что в середине 1990-х годов, когда мода на чучела хищных птиц достигла своего пика, только его знакомые таксидермисты изготавливали 12 чучел бородатой неясыти в год. И это при том, что общая численность данного вида на территории Беларуси составляет всего несколько сотен особей. С тех пор одни специалисты умерли, другие отошли от дел. Однако еще пять лет назад заготовители шкур открыто предлагали местным жителям убивать и замораживать хищных птиц для последующей продажи.

1290 (3).jpg

Бородатая неясыть

После нескольких резонансных случаев подобные дельцы стали вести себя осторожнее, в последние годы они не дают о себе знать. Возможно, помогло и экологическое просвещение. Все же время от времени некоторые охотники продолжают убивать хищных птиц в надежде, что их потом удастся продать. Стандартный тариф составляет всего несколько литров самогона. Однако даже за столь скромное вознаграждение найти покупателя часто не удается, и тогда тушки просто выбрасывают на помойку или закапывают. Все же в большинстве случаев конфликты происходят «на бытовой почве», как любят писать в милицейских протоколах. Типичный сценарий выглядит следующим образом: ястреб-тетеревятник убивает курицу или другую домашнюю птицу, после чего ее хозяин берет ружье и стреляет в первого попавшегося хищника.


Чаще всего расправа происходит над лунем, канюком или подорликом, которые не только ни в чем не виноваты, но еще и помогают контролировать численность мышевидных грызунов, являющихся их основной добычей (то же самое касается и сов).

Застарелая вражда между человеком и хищными птицами зачастую принимает анекдотические формы, когда Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды перенаправляет в Академию наук Беларуси обращения простых белорусов: те на полном серьезе рассказывают о стаях коршунов, которые в буквальном смысле уничтожают все на своем пути. Тогда орнитологам приходится писать в ответ, что оба вида коршунов, обитающих в Беларуси, очень редки, а потому стаями летать никак не могут, и что отстреливать их нельзя уже хотя бы потому, что и черный, и красный коршуны занесены в Красную книгу Беларуси.

1290 (4).jpg

Филин

Чаще партизанская война против хищных птиц ведется тайно, но с завидной последовательностью. Валерий Домбровский вспоминает жителей одного отдаленного хутора, у которых стали пропадать гуси. Виновником сразу объявили филина, хотя у него явно не хватило бы сил, чтобы унести столь крупную добычу. Наверняка это сделала лиса, однако пострадавшая сторона вынесла свой приговор и с тех пор решительно приводит его в исполнение, отстреливая всех филинов, которые только попадаются на глаза. Одними запретами и штрафами, какими бы большими они ни были, проблему не решить. Свою роль могла бы сыграть выплата компенсаций, но в этом, похоже, никто не заинтересован, и прежде всего само белорусское государство. Остается надеяться, что экологическое просвещение, а скорее изменения в самом образе жизни белорусов приведут к «реабилитации» хищных птиц, которые из мнимого врага превратятся в объект для наблюдения и фотосъемки.

"

Скачать книгу «Экологическое самоубийство: кто и зачем уничтожает хищных птиц в Беларуси?» fb2

Коментарии