Возвращение Супермена»/ “Superman Returns” / Статьи /
«Возвращение Супермена»/ “Superman Returns”
Он улетел, но обещал вернуться. Милый, милый Карлс… то есть, тьфу ты, Супермен. Хотя что-то мне подсказывает, что когда он последний раз усвистал в космос в финале четвертой, чрезвычайно дурацкой части, что случилось, напомню, ровно 19 лет назад, вряд ли зрители стояли у подоконника, маша платочками ему вслед в коллективном приступе умиления. И, тем не менее, вот он, вернулся – спустя 19 лет, 8 из которых были проведены в бесплодных попытках запустить проект нового фильма о Супермене. Стоит весь такой из себя гордый, и красный плащ красиво развевается за его спиной. И что нам с ним таким делать, не очень понятно.
«Почему миру нужен Супермен» – статью под таким заголовком ближе ко второй половине фильма пытается написать главная героиня, репортер Лоис Лейн, только-только получившая Пулитцеровскую премию за статью о том, почему Супермен миру не нужен. Набрав заголовок, она долго сидит перед монитором, глядя на мигающий курсор и не зная, что писать – и с авторами этого фильма, похоже, произошла примерно такая же история. Сколько бы они не распинались в интервью о том, насколько дорог им сам миф о Супермене, найти убедительный ответ на вопрос, поставленный Лоис Лейн, им так и не удалось. Более того, им даже не пришло в голову, что вопрос должен звучать иначе – не зачем, а нужен ли миру Супермен вообще? И речь в данном контексте не столько о герое как таковом, сколько о фильме о Супермене в свете тех 19 лет, что прошли с его последнего появления на большом экране – и тех 30, что с его последнего триумфа там (ибо принимать всерьёз имеет смысл лишь самую первую часть «Супермена», вышедшую в 1976 году). Времена переменились, кино переменилось, и Супермену по-хорошему надо было бы влететь в новое тысячелетие каким-то совершенно особым образом. Он, однако, бесхитростно притопал таким, каким был, причем даже не тридцать лет назад, а тогда, в далёком 1938-м, когда его только нарисовали.
Конечно, Супермен был и остается самым первым супергероем на планете, и мы помним об этом – однако за последние несколько лет его наследие было изрядно потрёпано всевозможными пост-модернистами. Причём нельзя сказать, что они использовали суперменские приёмчики не по делу – когда Нео в финале «Матрицы» взмывал птицей в небо, или когда Синг в «Разборках в стиле кунг-фу», преодолев слой облаков, зависал в воздухе в лучах яркого солнца и видел вдруг Будду, было прекрасно понятно, откуда это всё взято и зачем. Но когда в «Возвращении Супермена» нам вдруг предлагается полюбоваться на все те же аттракционы с максимально возможной серьёзностью, возникает чувство некоторой неловкости. Супермен, конечно, совершенно не виноват в таком положении дел, но вот господа Сингер, Харрис и Догерти, несущие ответственность за сценарий «Возвращения», могли бы на минутку задуматься об этом. Серьёзность интонации в экранизации комиксов удачно прокатывала и до этого – в «Бэтмене: начало», например, или в тех же «Людях Икс», чьи первые две части поставил Сингер. В «Возвращении» же эта серьёзность в комплекте с истовой праведностью самого Супермена и ностальгическим тоном комиксов становится опасно близкой к патологическому занудству. Особенно это заметно в эпилоге фильма, который напоминает многие произведения Стивена Кинга – казалось бы, всё основное действие уже закончилось, но конец почему-то не наступает и не наступает.
При этом Сингер всё-таки профессионал высочайшего уровня, и совсем списывать «Возвращение Супермена» со счетов никак нельзя. В том, как создать на большом экране впечатляющий визуальный спектакль, Сингер разбирается прекрасно, так что «Возвращение» попросту блещет тем самым широкоформатным, панорамным экшеном, которого так катастрофически не хватало третьим «Людям Икс» и третьей «Миссии невыполнимой». Посмотреть здесь действительно есть на что, и скучно не будет – по крайней мере, до того, как начнётся вышеупомянутый эпилог. Настоящее большое кино во всех смыслах этого слова, крепко вставшее где-то посередине между «Бэтменом: начало» на положительном полюсе и «Человеком-пауком» на отрицательном. Вот только от Сингера хотелось чего-то большего, чем просто хорошего большого кино. Впрочем, в случае с «Людьми Икс» он по-настоящему разошёлся только ко второй части. Может, и здесь произойдёт так же – но это мы узнаем только через три года.
"